» » «Пчелиные соты» из галактик помогут разгадать тайну тёмной энергии

«Пчелиные соты» из галактик помогут разгадать тайну тёмной энергии

Астрофизики научились использовать наблюдения самых крупномасштабных структур во Вселенной для проверки общей теории относительности (ОТО) и существующей модели тёмной энергии. Соответствующие расчёты приводятся в научной статье, опубликованной в журнале Physical Review D Мартином Саленом (Martin Sahlen) из Уппсальского университета и Джозефом Силком (Joseph Silk ) из Университета Джонса Хопкинса.

Напомним, что ОТО – это на сегодняшний день господствующая теория, связывающая воедино пространство, время и гравитацию. Разработанная Эйнштейном ещё в начале XX века, она до сих пор блистательно выдерживает все экспериментальные и наблюдательные проверки.

Её тестируют с помощью искусственных спутников, планет, звёзд, галактик и чёрных дыр. И всюду теория, что называется, держится молодцом. Но до сих пор она не подвергалась достаточно детальной проверке в масштабе самых больших структур во Вселенной.

Речь идёт о "пчелиных сотах", стенки которых собраны из сверхскоплений галактик массой в тысячи триллионов солнц, а пустоты (войды), наоборот, бедны звёздными системами.

Астрономы давно обнаружили эту грандиозную "сетку". Но существующие телескопы не могут изучить её достаточно подробно, чтобы проверить ту или иную теорию гравитации. А между тем именно на больших расстояниях проявляется действие загадочной тёмной энергии, из-за которой пространство расширяется с ускорением.

Инструменты, запуск которых планируется в ближайшем будущем, предоставят нужную информацию. Чтобы подойти к этой светлой минуте во всеоружии, авторы новой работы и произвели свои расчёты. Они выяснили, как должна выглядеть структура из сверхскоплений и войдов согласно текущим космологическим моделям, и каких отклонений от этой картины будет достаточно, чтобы скорректировать их.

«Пчелиные соты» из галактик помогут разгадать тайну тёмной энергии

"Результаты показывают, что, подсчитывая войды и скопления [галактик] с использованием спутников и телескопов нового поколения, мы можем обнаружить [даже] небольшие, на несколько процентов, отклонения от [предсказаний] теории Эйнштейна. Это в несколько сотен раз улучшит наши знания о том, как гравитация работает на больших расстояниях во Вселенной, и может даже объяснить [природу] тёмной энергии", – делится Сален оптимизмом в пресс-релизе исследования.

Поясним, что под спутниками учёный в данном случае подразумевает орбитальные обсерватории.

Астрономы возлагают надежды на такие проекты как SKA, LSST, Euclid и 4MOST. Инструменты этого класса смогут составить каталоги в миллионы скоплений и войдов, заглядывая в прошлое на десять миллиардов лет назад. И тогда, возможно, загадка тёмной энергии будет разгадана, а модель Эйнштейна продемонстрирует границы своей применимости.

Напомним, что "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) ранее рассказывали о гипотетических вселенных с другим количеством тёмной энергии и о том, можно ли обойтись вообще без неё, а также рекордно точном измерении скорости расширения Вселенной.

В Счетной палате заявили о снижении доходов россиян