» » "Зеленый коридор" в Узбекистане: критерии благонадежности груза

"Зеленый коридор" в Узбекистане: критерии благонадежности груза


"Зеленый коридор" в Узбекистане: критерии благонадежности груза

О том, что грузы в Узбекистане проверяются многократно и неоправданно долго, субъекты ВЭД знают по собственному опыту. Это мешает иностранным компаниям заходить на рынок и вредит национальному бизнесу. Высокие затраты на экспорт и импорт увеличивают себестоимость товара и влияют на розничные цены.

Кроме того, чем сложнее процедуры, тем выше коррупционная составляющая. Невозможно приставить к каждому инспектору персонального контролера поэтому «человеческий фактор» все еще играет высокую роль в этих процессах.

Государственная программа по реализации Стратегии действий на 2017–2021 годы предусматривает создание таможенной системы управления рисками (СУР). Как она будет работать? У кого есть шанс попасть в «зеленый коридор» со своим грузом? Наконец, что ждет компании, у которых были проблемы с определением таможенной стоимости товара? На вопросы редакции отвечает начальник Управления по инспектированию таможенных комплексов и постов ГТК РУз Ильхом МУХТАРОВ:

— По данным Всемирного банка республика занимает 168 место среди 190 государств в рейтинге международной торговли.

Это означает, что наши таможенные процедуры оцениваются, как затратные, длительные и не слишком эффективные. Иностранные компании уже привыкли работать по определенным стандартам. И они хотят получить их в Узбекистане тоже.

Добросовестным участникам ВЭД система управления рисками дает серьезные преимущества. В том числе — возможность заранее подавать ГТД и товаросопроводительные документы и без задержек проводить свой груз через таможенные посты — без складирования, разгрузки-погрузки и других подобных процедур.

Всемирная таможенная организация подготовила рекомендации по внедрению СУР. Они содержатся в Рамочных стандартах безопасности и облегчения мировой торговли и Киотской конвенции об упрощении и гармонизации таможенны х процедур. Система, которую мы сейчас создаем, будет основываться на этих международных принципах. До 1 июля мы должны быть готовы ввести ее в действие.

- По каким критериям будет определяться «благонадежность» участников ВЭД?

- Конечным результатом действия СУР должна быть выборочность таможенного контроля. Сейчас для всех категорий груза предусмотрен 100-процентный таможенный досмотр. СУР будет стимулировать импортеров придерживаться требований таможенного законодательства. Можно сказать, что это система вознаграждения за законопослушность. После ее введения мы сможем выбирать на основе анализа данных — пропустить груз по «зеленому коридору» быстро и с мини­мальными издер­жками или проверять его очень тщательно в режиме «красный коридор».

Для каждого предприятия будет создаваться своя «таможенная история» — по аналогии с банковской кредитной историей. На всем протяжении ВЭД-деятельности хозсубъекта система будет формировать на него электронное досье: не занижал ли он таможенную стоимость, были ли нарушения с товаром или документами, как он платил, правильно ли определял код товара и декларировал вес.

Можно сказать, что СУР будет выполнять фискальные (полнота уплаты таможенных платежей) и контролирующие функции (запрет или ограничения на ввоз определенных категорий товаров). И она сама будет принимать все решения без нашего участия — на основании объективных критериев.

- Если у предприятия были споры с таможенным органом в части определения таможенной стоимости, как это повлияет на его статус в СУР?

- У многих предприятий действительно бывают проблемы с определением таможенной стоимости. И здесь все будет зависеть от величины ущерба и от того, возместила его компания или нет.

Риск полностью исключить нельзя, в любом случае он остается. Но если компания хочет попасть в категорию низкого риска, она должна в последующей своей деятельности стабильно соблюдать законодательство. Если в течение определенного периода участник ВЭД будет работать без нарушений, он попадет в группу низкого риска.

— О каком периоде времени идет речь?

— Мы еще не определили этот срок. Возможно, он будет равен одному календарному году.

- Если вы привяжете все только ко времени, может получиться, что компания в этот период вообще не будет ничего завозить, а потом она — раз! — и уже в зеленом коридоре.

- Полагаю, что к периоду времени будет привязан критерий частоты совершения операций — количество оформленных ГТД. Для того, чтобы система приняла решение в отношении участника ВЭД, ей будет нужен определенный минимальный набор данных. Компании с незначительным количеством операций на начальных этапах будут попадать в категорию высокого риска. Тогда как есть большие предприятия, ежегодно оформляющие более сотни таможенных деклараций. Принимать решение по ним будет намного легче.

- Что нужно сделать таможенным органам, чтобы внедрить систему управления рисками к 1 июля?

- Таможенные службы других государств внедряли ее годами, а мы начинаем с нуля, для нас это совсем новая система. И нельзя просто скопировать ее у других и внедрить в Узбекистане.

Мы изучили мировую практику в этом вопросе. Во-первых, СУР должна постоянно совершенствоваться. Во-вторых, — она должна быть национальная, потому что уже есть национальная система таможенного законодательства, отличающаяся от подобных систем в других странах.

Узбекистан не будет покупать программное обеспечение для СУР. Такой программный комплекс стоит, минимум, $1 млн., и не факт, что с ним не будет проблем в эксплуатации. Кроме того, сопровождение — это тоже колоссальные затраты.

Мы разрабатываем национальную систему управления рисками своими силами — совместно с программистами Управления информационных технологий ГТК. И мы сможем потом развивать эту систему.

- Будут ли влиять на статус субъекта в СУР данные налоговых органов?

- СУР предусматривает постоянный обмен информацией между таможней и другими органами и службами. Их информация будет учитываться при определении конечного статуса участника ВЭД.

В систему также будет попадать информация о нарушениях, допущенных уже после того, как компания пройдет таможенные процедуры. Основным источником такой информации будут базы данных межгосударственного и межведомственного информационного обмена.

: Газета «Бизнес-вестник Востока».

комментариев

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Подтвердите, что Вы не робот:

Свежие новости

12:24
Актриса Марина Поплавская - личная жизнь, семья и дети, биография, подробности ДТП, фото, видео
12:01
Теракт в Керчи 17 октября 2018 - полное видео расстрела людей в колледже
11:03
Момент взрыва и расстрела людей в Керчи 17 октября 2018 - смотреть видео
11:03
Видео с камер наблюдения в Керчи в момент расстрела людей Владиславом Росляковым
07:13
Какой маникюр будет в моде весной-2019: Яркие тренды с мировых подиумов
01:26
Умерла актриса Марина Поплавская: причина смерти
21:03
Открытки на Новый год 2019: своими руками, фото идеи
19:38
Актриса и КВНщица Марина Поплавская погибла в ДТП - видео аварии, подробности, фото
19:31
Виктор Рыбин и Наталья Сенчукова - чем болеют, состояние здоровья, рак чего у пары
16:28
Массовый расстрел в Керчи 17 октября 2018 - новости на сегодня 20.10.2018
16:20
Погибла Марина Поплавская - биография, фото, семья, подробности ДТП, видео
15:56
30-летняя "Мисс Калифорния" Яна Лаврентьева погибла в США - подробности, фото
15:53
Как привлечь деньги в семью по фен-шуй
15:34
Теракт в Керчи 17 октября 2018 - последние новости трагедии
15:34
Убийство Маргариты Кузьминовой в Ростове - подробности, фото, что произошло
15:07
Эрик Давидыч получил 4 года и 8 месяцев лишения свободы
Больше новостей