» » Змеи остались без лап из-за ошибки, — ученые

Змеи остались без лап из-за ошибки, — ученые

Ученые установили, что змеи лишились конечностей благодаря трем мутациям в ДНК, которые «выключили» ген SHH, управляющий ростом и формирование конечностей у позвоночных животных. Свои выводы ученые представили в статье, опубликованной в журнале Current Biology.

Порядка 150 млн лет назад у змей, как и иных рептилий, имелись конечности, позволяющие перемещаться. Оказалось, что в участке ДНК, который контролирует ген, отвечающий за происхождение лап, произошел ряд изменений. В данном случае этот ген называется Sonic hedgehog. Если отключить этот ген в зародышах позвоночных животных, у них перестает развиваться мозг, конечности и иные главные органы.

В собственных исследованиях ученые использовали эмбрионы питонов. Разнообразие форм тела у старинных змей, отысканных в отложениях мезозоя и кайнозоя, не дает возможность ученым прийти к единому мнению, как они развивались и почему они перешли к такому стилю жизни. Они узнали, что функционирование Sonic hedgehog из-за 3-х мутаций заканчивается на ранних этапах развития змей, оставляя зачатки конечностей.

«То, что вся цепочка генов, отвечающая за рост ног, вплоть до этого времени присутствует в геноме змей, и то, что ее „отключили“ очень точечные модификации ДНК, является очень отчетливым намеком на то, как появились змеи».

Остальные змеи, такие как кобры и гадюки, имеют больше мутаций в регуляторной ДНК, поэтому не имеют даже рудиментарных конечностей. В итоге у грызунов развились очень короткие конечностей.